В конце XX века всем стало понятно, что ископаемое топливо, на котором базируется вся мировая экономика, когда-нибудь закончится. Также оказалось, что сжигание бензина и других углеводородов загрязняет атмосферу, вызывает негативные изменения климата. Поэтому уже не одно десятилетие ведутся активные разработки в области ограничения использования ископаемого топлива, ищется его эффективная замена. Один из крупнейших европейских производителей погрузочного транспорта, компания Still, также ведет работы в этом направлении. Сотрудниками этой компании разработано несколько моделей вилочных погрузчиков, которые работают как от аккумуляторной батареи, так и от водородных топливных ячеек. Почему компания Still работает над созданием эффективного, массового погрузчика на водороде, когда уже есть экономичные и экологически чистые модели с электроприводом? Где уже сейчас используются погрузчики Still на водородных элементах питания? Какие перспективы ожидают складской напольный транспорт и другую погрузочную технику на H2? И где в Украине Вы сможете купить погрузчики Still бу прямо со складов компании производителя?
Вилочные погрузчики Still: за кем будущее, за АКБ или за водородной ячейкой
На конец 2019 года доля вилочных электропогрузчиков составляет примерно 30% от общего числа складского транспорта данного типа. Аккумуляторы довольно просты в обслуживании и эксплуатации, они производят на порядок меньше вредных выбросов в атмосферу, чем их аналоги — двигатели внутреннего сгорания. Но аккумуляторная батарея не дает мощности, достаточной для использования погрузчика в сложных погодных условиях, не обеспечивает максимально возможной грузоподъемности и высоты штабелирования объектов. Все это может обеспечить погрузчик Still на водороде. Также, доработанная технология топливных H2 ячеек, обеспечивает следующие преимущества над АКБ:- Сроки эксплуатации. Даже самая лучшая аккумуляторная батарея имеет ограниченный ресурс, после истечения которого требуется восстановление АКБ. Использование погрузчика Still показывает, что АКБ можно зарядить от 800 до 1500 раз, в зависимости от условий и интенсивности использования. Водородная топливная ячейка не требует замены, так как просто заправляется новой порцией H2 прямо на рабочем месте. Благодаря этому, рабочий ресурс такой ячейки, при правильном использовании, может исчисляться десятилетиями.
- Экологичность. Аккумуляторная батарея все же производит испарения в виде серной кислоты и того же водорода. При большой концентрации и несоблюдении техники безопасности при зарядке АКБ, может возникнуть пожар или даже взрыв. Погрузчик Still на водороде также производит испарения в виде абсолютно безопасного водяного пара.
- Скорость зарядки. Главным недостатком АКБ как топливного элемента является длительность её зарядки. В зависимости от емкости батареи, модели погрузчика и условий эксплуатации зарядка длится от 3 до 15 часов. Все это время автопогрузчик выведен из рабочего процесса, и простаивает на зарядной площадке, что негативно влияет на рентабельность любого складского бизнеса. Модели погрузчика Still на водороде заправляются всего за 3 минуты, их можно эксплуатировать с минимальными временными интервалами на обязательный ежедневный техосмотр и проверку работоспособности основных узлов и систем напольного транспорта.
- Доступность топлива. Литий и свинец для АКБ добывается из недр, требует специальной химической, промышленной обработки. Запасы лития хоть и далеки от исчерпания, но все же не бесконечны. А водород, в свою очередь, является самым распространенным элементом во Вселенной. Благодаря этому, погрузчик Still на водороде будет рентабельным складским транспортом в любой стране, так как производство водорода можно организовать в любой точке мира, где есть пресная или соленая вода. На сегодняшний день стоит вопрос только о себестоимости такой добычи водорода из воды с помощью технологии электролиза. Когда эта технология станет предельно дешевой, вилочные погрузчики на водороде получат массовое распространение.
Вилочные погрузчики Still на водороде: история развития и сфера применения
Пока другие производители погрузочно-транспортного оборудования пытались сократить вредные выбросы в атмосферу за счет оптимизации логистических процессов, компания Still сделала радикальный шаг. В 1999 году начались работы по созданию новой топливной ячейки, которая, впрочем, должна быть совместима с используемыми и будущими моделями вилочных электропогрузчиков Still. Выбор пал на водород — чистое, повсеместно доступное, энергоемкое топливо будущего. И уже в 2004 году первые водородные погрузчики от Стилл начали использоваться в порту Гамбурга, одного из крупнейших логистических и транспортных центров Германии и всего ЕС. В том же году, такие автопогрузчики заработали в мюнхенском аэропорту с целью узнать — как они повлияют на экологическую обстановку на объекте и повысят эффективность погрузочных работ.В 2019 году вилочные погрузчики Still с электроприводом, работающим от водородных топливных ячеек, используются в различных точках Германии. Самые большие партии такого напольного транспорта поступили в промзоны Хёхста, Берлина, региона Северный Рейн-Вестфалия. Также, водородные погрузчики от Still используются в Калифорнии, где на данный момент построена лучшая инфраструктура из 24 заправок под водородный транспорт.